Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Сумы Православные , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Сумы Православные Главную.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан: Скорпиак

Портал Сумы Православные продолжает публиковать работы раннехристианского богослова Тертуллиана. Трактат Скорпиак или противоядие от угрызения скорпионов был написан Тертуллианом в 209 году. Публикация производиться по:  Творения Тертуллиана … / Пер. с фр. Е. Карнеева. Ч.1-4. СПб, 1847—1850.  Том 4. Цитаты из Священного Писания, в большинстве случаев, приводятся по Синодальному переводу.

I

Земля производит скорпионов, страшных животных в малом объеме. Сколько их родов, столько и ядов; сколько пород, столько и опасностей, сколько цветов, столько и пагуб. Никандр их описал и составил им рисунки. Но общее их свойство язвить хвостом. Я называю хвостом ту нижнюю часть тела, которою они наносят раны. Узлы в скорпионе, вооруженные внутри небольшою ядовитою жилою, натягиваются, как лук, и подобно камнеметнице пускают загнутую стрелу. Отсюда-то и военная машина, метающая стрелы от того, что сжимает их, получила название скорпиона. Эта стрела, будучи вместе и стрела и канал, к концу утончена, чтобы вернее поражать, и вливает яд свой в рану. Лето есть самое опасное для сего время. Дуновение южного и африканского ветра споспешествует лютости животного. Относительно лекарств, Природа нам некоторые из них доставляет; Магия употребляет заколдованные перевязи; Медицина предлагает железо и питья; иные пьют воду прежде прижигания, и тем ускоряют благодетельное его действие. Не говорю ничего ο плотском совокуплении в это время: оно истощает силы, и производит потом несносную жажду.

Предоставим язычникам подобные средства. Наше прибежище есть вера, разве только кто, увлекаясь неверием, вместе с знамением креста дерзнет заговаривать яд и дробить нечистое животное. Часто случалось нам оказывать неверующим услуги сего рода: небо благоволило ниспослать нам сию силу, которого первый освятил Апостол Павел, презревши угрызение ехидны. Но как вера и без того утверждена на незыблемых основаниях: то какая цель настоящей статьи? Цель та, чтоб обратить других к твердой вере тогда, как вооружаются против нее собственные наши скорпионы: племя, правда не многочисленное, но жестокое, разделенное на многие роды, одаренное одинаковым жалом, подвластное одному и тому же врагу, действующее всегда в жаркое время года, то есть, во время гонений на Христиан. В те дни, когда вера изнемогает, и Церковь, подобно горящей купине, окружена пожирающим пламенем, в эти дни Гностики исходят из своих берлог, Валентиниане наиболее скрывают извилистые свои пути, все порицатели мученичества источают свой яд и мятутся, имея одно только желание обрести жертву, пронзить и умертвить ее. Им слишком хорошо известно, что Религия имеет в рядах своих множество служителей простых и мало просвещенных, других, худо утвержденных в вере, а большую часть Христиан легкомысленных, расположенных. всегда обратиться в ту сторону, в какую угодно. Какое удобнейшее можно избрать время к уловлению в свои сети сих неопытных или малодушиях людей, как не то, когда страх владеет душою каждого, или в особенности когда варварские казни венчают веру мучеников?

Тогда, поджавши хвост, они (еретики) начинают возбуждать человеческую чувствительность, или просто бьются, как рыба об лед. «Как, восклицают они, невинность подвержена подобным мучениям, секта, на которую никогда никто не жаловался?» Подумаешь, что это говорит брат родной или по крайней мере какой либо сострадательный язычник. Но подождите: они не то еще скажут. «Погибнуть, и притом без всякой причины! Да и какал быть может причина смерти Христиан?» За сим они начинают вонзать глубже жало свое. «Эти легковерные души не ведают, на каком основании, в каких изречениях, где, когда и перед кем надлежит исповедовать веру свою» Несчастный! Объяви лучше прямо, что умереть за Бога есть не только простота и бесполезность, но совершенное безумие. Они продолжают: «кто спасет меня, когда приносит меня в жертву Тот, кто должен спасти? Иисус Христос, умерши за нас однажды, не освободил ли нас от гибели? Положим, что Он и требует возмездия; но не ужели ожидает Он собственного спасения от моей смерти? Имеет ли Бог надобность в крови моей, Бог, не хотящий крови ни козлов ни волов? Не сказал ли Он, что предпочитает покаяние смерти грешника? Как оправдает Он таковое изречение, когда желает смерти грешника?»

Эти возгласы и множество других им подобных, исходя беспрерывно из злобных уст еретиков, не способны ли произвести если не утрату веры, то по крайней мере робость в исповедании ее, если не совершенную смерть, то по крайней мере сильное смущение? Но ты, читатель, если вера твоя еще не оскудела, порази проклятием скорпиона богохульника, и заставь его умереть во сне своем. Но берегись. Если он пустит яд свой в рану; то яд не укоснит проникнуть в самую внутренность, и разольется по всему телу. Что же за тем последует? Все прежние благородные чувства притупятся; кровь застынет около сердца; дух угаснет под бременем плоти; человек получит отвращение к имени христианскому; душа сама по себе станет изрыгать блевотину. Таким образом после первых его угрызений, слабость наша не преминет вскоре отвергнуть веру, изнемогающую от заразы ереси или от светских прелестей. Ныне находимся мы среди лета, то есть, факелы гонения воспламенены руками самого Киноцефала . Из Христиан одни подвергнуты пыткам, другие обречены на сожжение, иные погибли от меча, прочие истерзаны зубами хищных зверей. Некоторые, будучи посажены в темницы, и претерпев избиение и строгание железными клещами, жаждут венца мученичества, цену которого уже знают.

Между тем, нас, робких зайцев, предназначенных для ловли, ересь не перестает осаждать издалека, действуя во обычному своему пути. По сему настоящие обстоятельства должны понудить нас противопоставить скорпионам нашего края действительное лекарство, которое впрочем смягчим мы по возможности. Пей, любезный читатель: напиток не горек. Если Слово Господне слаще меда из сот: т ο знай, что оттуда взято предлагаемое мною тебе лекарство. Если млеко и мед истекают из обетов Господних: то сие млеко и мед суть мученичество и возмездие за него. Горе превращающим горькое в сладкое и сладкое в горькое ! (Ср. Ис.5:20) Порицатели мученичества! Вы-то, желая, чтобы средство спасения было средством осуждения, превращаете сладкое в горькое так, как свет во тьму, и, предпочитая бедствия настоящей жизни блаженству будущей, заменяете горькое сладким так, как свет тьмою.

II

Но прежде нежели станем рассуждать ο славе мученичества, рассмотрим его, как долг или обязанность; прежде нежели убедимся, что оно полезно, докажем, что оно нужно. Хотел ли Бог, чтобы было мученичество? Повелел ли Он его? Для разрешения вопроса примем в основание божественный авторитет, дабы порицатели мученичества не прежде признали выгоды его, как когда будут побеждены. Приличнее обуздывать ересь строгостью, нежели кротостью: надобно вооруженною рукою укрощать злобу, противящуюся убеждениям. Нет сомнения, что открыться могут некоторого рода предубеждения благости в пользу такого учреждения, основателем которого признается Сам Бог. Противник наши да обождут несколько времени ссылок на Евангельские тексты. Я намерен сперва объяснить закон, служащие им. корнем; я хочу, чтобы воля Божия, так сказать ключом, била из тех мест, где я обретаю Самого Бога.

Я Господь, Бог твой , говорит Он, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. (Исх.20:2-5).

Далее и той же главе сказано:

Вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе (Исх.20:22,23).

Во Второзаконии Господь говорит:

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (Втор.6:4,5).

И в другом месте:

Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли. (Втор.6:12-15)

Предлагая народу Своему благословение и проклятие, Он говорит:

Благословение (дается вам) , если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. (Втор.11:27,28)

Надлежит истребить их без пощады:

Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места тог. (Втор.12:2,3).

При вступлении народа Его в обетованную землю и при истреблении чуждых народов, Он возобновляет Свои предостережения.

Тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: как служили народы сии богам своим, так буду и я делать (Втор.12:30) .

Следующее повеление замечательно :

Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего (Втор.13:1-5) .

Через несколько строк там же я читаю:

Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои, богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, - то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего (Втор.13:6-10) .

Следует описание участи городов, если по строгом изыскании окажется, что:

Случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, (Втор.13:14-17).

Ненависть Его к идолам внушила Ему изречь множество проклятий за многобожие и нарушение заповедей Его.

Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! – Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! (Втор.27:15, 26).

В книге Левит подтверждается тоже самое.

Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш.

(Лев.19:4) - Потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. (Лев.25:55) — Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. (Лев.26:1) .

Таковы первые узаконения, изреченные Богом устами Моисея . Они относятся не только к древним Евреям, во и к тем людям, которых Бог Израильский извел из Египта мира сего , наводненного суевериями , и извлек из дома рабства человеческого .

В последствии Пророки не преставали в один голос повторять слова того же Бога, подтверждавшего и освящавшего первый закон Свой беспрерывным воспоминанием одних и тех же наставлений. Ничего не было определеннее того запрещения, на которое Он паче всего настаивал: не сотвори себе кумира , да не поклоняйся ему (Ср. Ис. 20: 4,5): Псалмопевец тоже засвидетельствовал: Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. (Пс.134:15-18) .

III

Долже y ли верховный Бог сносить, чтоб имя и честь Его опозориваемы были ложью? Может ли Он не воспрещать людям, освобожденным Им от ига суеверия, возвращаться постыдным образом снова в рабство Египетское? С другой стороны имеет ли Он право требовать, чтобы дети, Им усыновленные, удалялись от служения Ему? Вопросы эти не подлежат исследованию. Никто не должен требовать от вас объяснения, желает ли Бог, чтобы закон, Им изданный, был соблюдаем, и отмщает ли Он за пренебрежение к такому закону, на исполнение которого изъявил Он Свою волю. К чему и закон, если бы Бог не требовал, чтобы люди Ему повиновались! Тщетно настаивал бы Он на то, когда бы нарушителей не восхотел наказывать. Мне остается доказать, что предыдущие узаконения относились именно к тем суевериям, которые Бог уничтожал или за которые наказывал. Вопрос ο мученичестве приобретет чрез то всю свою достоверность.

Моисей находился на горе с Богом, когда народ, не вытерпев долгого его отсутствия, столь для него необходимого, потребовал, чтобы изваяны были ему боги, которых бы должен он был скорее обратить в прах. Народ многократно на то настаивал. Аарон повелел Израильтянам растопить в огне золотые украшения, висевшие у жен их в ушах. Так-то променяли они на смертный приговор слово Божие, которое есть наилучшее украшение для ушей человеческих. Покорствующий огонь превратил металл в безумное животное, как бы в явную укору Израильтянам: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:21) то есть, оно у них было в Египте, который между прочими суевериями обоготворял вола Аписа. Три тысячи человек были за это умерщвлены от своих родных и ближних, потому что они первые были участниками в возмущении и нанесли оскорбление Богу, который был для них более, нежели отец, более, нежели ближние; а потому они первые подверглись и казни. В книге Чисел упоминается , что жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору (Чис.25:1-3) . За это второе идолопоклонство, оскверненное блудом, двадцать четыре тысячи умерших были жертвою правосудия Божия. П o смерти Иисуса Навина Израильтяне оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно. И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их но и судей они не слушали…Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и [не отступали] от стропотного пути своего. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, [сын Навин, на земле,] когда умирал (Суд.2:12-17, 19-21) Из книги Судей из книг царств видно, что Бог часто давал Израилю чувствовать гнев Свой посредством сих соседних народов, содержа их так сказать в запасе, а равно посредством кровавых войн, отводя людей в плен и содержания в узах каждый раз когда Израиль удалялся от Бога, особливо же, когда впадал в идолопоклонство.

IV

Если же известно, что идолопоклонство с самого начала воспрещаемо было законом, беспрерывно повторяемыми и сопровождавшимися угрозами, если многочисленные и страшные примеры доказывают, что оно никогда не оставалось безнаказанным, и что пред Богом нет преступления столь дерзкого, как это отступление от закона: то мы сами долж ны заключить, что цель угроз и мщений Божиих за него, есть достаточные авторитет в пользу мученичества, и что надлежит не только принимать его без опасения, во и переносить мужественно. Воспретить идолопоклонство значило открыть дверь к исповеданию священного имени Божия; без чего что сталось бы с этою великодушною преданностью и обречением себя на жертву? Божественный авторитет заблаговременно уготовал то, чему надлежало исполниться. Таким образом если мы ныне подвергнуты пытке: то не иной кто, как Бог, привел нас в это положение. Скорпион заражает ядом рану, отрицая таковую волю Его и богохульствуя против нее, с тем намерением, чтоб или внушить иного бога с другою волею, или отнять доверие к воле нашего Бога, или же по крайней мере воспротивиться святой Его воле, не имея возможности ее отвергнуть. Мы уже в других местах оградили существование нашего Бога, производя борьбу с каждою ересью особо. Теперь, ограничиваясь одною статьею, мы постановляем за правило, что воля Бога Израилева, сего единого Бога, отверзает врата к мученичеству; причем или устраняет ересь или казнит ее, когда возникнет. Если наконец нужно будет нечто и претерпеть для исполнения сего правила: то одно из условий к соблюдению его должно состоять в том, что я обязан перенести все, касающееся до нарушимости правила. Что же это такое? То, что мне надлежит подвергнуться всяким оскорблениям, ожидающим меня, как скоро я остерегаюсь от ереси. Кто возлагает на меня правило, Тот без сомнения возлагает и повиновение к Себе. Кто требует покорности, Тот даст и средства и способы. Верховный мой Законодатель говорит мне: да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (Втор.5:7). Ни словом или делом не сотвори себе иного Бога. Не покланяйся никому, кроме Того, Кто тебе сие повелевает, какого бы рода ни было поклонение. Он велит мне еще бояться Его, дабы Он меня не оставил, и любить Его всеми силами существа моего, даже с пожертвованием за Него моей жизни. Я дал клятву умереть под Его знаменами. Враги Его вызывают меня на брань. Согласиться с ними значит оподлить себя подобно им. Нет! я сохраню веру на поле сражения. Какая нужда, буду ли я ранен, пронзен, убит! Кто может обречь на смерть своего защитника, как не Тот, Который заранее предназначил его к столь геройскому самоотвержению?

V

Ты знаешь теперь волю Бога моего. Изветы против нее мы отразили. Для усиления наших доводов, рассмотрим еще качество этой воли. Излишне было бы распространяться ο том, что Бог мой благ: мы доказали уже то в статье против Маркиона. Впрочем довольно наименовать Бога, чтобы несомненно веровать, что Он благ. Полагая Бога злым, ты должен избрать одно из двух: или отвергнуть существо злого Бога или приписать благость Тому, кому присваиваешь божество. Во всяком случае окажется благою воля Бога, который не может иначе быть Богом, как будучи благим. Благость законоположения, постановленного волею Божиею, служит тому новым доказательством: дело идет ο мученичестве. Благая вещь не может истечь от кого иного, кроме как от благого же существа. Я утверждаю, что мученичество есть благо пред Богом, воспрещающим и наказывающим идолопоклонство. Противник идолопоклонства есть мученик. Да и кто может противоборствовать злу, как не благо? Иной подумает, что мы хотим отвергнуть взаимную про тивности блага и зла. Совсем нет. Но мученичество есть другого рода: оно сражается с идолопоклонством не со слезами, но при сверхъестественной и особенной благодати, и освобождает нас от идолопоклонства. Кто не решится признать за благо то, что нас избавляет от зла? Что означает отвращение к идолопоклонству и к мученичеству, как не ненависть к смерти и к жизни? Жизнь заключается в мученичестве, как смерть в идолопоклонстве. Ты именуешь жизнь злом; следователю ты должен называть смерть благом. Но какая превратность мыслей у большей части людей? Отвергают они то, что спасает; приемлют то, что губит; подвергаются явно опасности, лишают себя лекарства с жестоким упрямством, находят сноснее умереть, нежели постараться излечиться. Посмотри, что в самом деле происходит со многими: они устраняются от помощи, которая могла бы доставить им жизнь, иные по безумию, другие по робости, некоторые по лживому стыду. Человеческая медицина имеет также свои неприятности: вскрытие, прижигание, прикладывание пластырей. Но я не назову злом ни того, ни другого, ни третьего, потому что боль, ими производимая, приносит мне пользу. Я не только не стану отвергать сих операций потому, что они меня мучат, но буду домогаться их именно потому, что мучат. Выгоды от операции смягчают суровость ее. Больной кричит, вертится, испускает вздохи под руками медика. Все это правда; но он же наполнит дарами те самые руки, на которые только что перед этим жаловался. Вчера они были жестоки, а сего дня искусны и благодетельные. Тоже самое бывает и с мученичеством. Если оно и кажется грозным, то для того только, чтобы спасти. Не уже ли не позволительно Богу излечивать для вечности каждую из наших болезней огнем и мечем?

Подивись тут также мудрости медика. Он противополагает свирепству болезни лечение, сообразные ее свойству, когда, следуя методе по видимому противной, облегчает он наши страдания посредством наших же страданий. Действительно он останавливает воспаление посредством сильнейшего воспаления, тушит жар горячки возбуждением жажды, уменьшает распространение желчи горькими питиями, удерживает надрезанием жилы бегущую кровь.

Α ты, ты мечтаешь обвинять Бога, и притом Бога ревнивого, когда Он хочет вступить в борьбу с зловредным началом, то есть, с идолопоклонством. хочет прийти к нам на помощь, воздать оскорбление за оскорбление, попирать смерть смертью, отразить заклание закланием, устранить муки муками, разрушать казнь казнями, доставить жизнь, причиняя смерть, облегчить плоть, уязвляя ее по видимому, спасти жизнь, желая ее как бы исторгнуть? То что ты именуешь неустройством, есть домостроительство божественной премудрости. Строгость, которую ты порочишь, есть истинная благодать. Бог вознаграждает вечностью минутные испытания. Воздай славу Богу, оказывающему суровость единственно для блага твоего. Ты к счастью своему впал в руки Его: Он может обозреть болезни твои. Болезнь всегда предшествует врачу. Человек подверг себя гибели. Он имел от Господа, как от милосердого врача, полезное предуведомление жить по закону, то есть, вкушать от всех плодов, исключая плодов указанного ему дерева. Докучливое запрещение! Законодавцу было это хорошо известно. Человек, покорствуя слепо внушениям того, кого предпочел, нарушил правило воздержания, и поднес запрещенный плод к устам своим. Пресытясь ослушанием, он так сказать созрел к смерти, и тем заслужил совершенную гибель, сам того возжелавши. Но Господь, допустив первому брожению греха пасть и действию его переработаться во времени, составил мало во малу против него лекарства, которые ее иное что суть, как догматы веры, как наука побороть порок, обрезывать слово смерти посредством слова жизни, и истреблять чувство ослушания чувством повиновения. Ты сам теперь видишь, что когда верховный сей Врач повелевает умереть, т ο творит только то, что прогоняет дебелость смерти. Ο человек! за чем отрекаешься ты исцелиться ныне смертью, когда прежде не боялся погубить себя ею? За чем не хочешь принести себя в спасительную жертву, когда желал низвергнуться в пропасть, приводящую в ничтожество? Как можно до такой степени небречь противоядием и алкать яда?

V I

Если правда, что Бог предлагает нам мученичество для испытания, дабы человек оружием сим поборол древнего врага и торжествовал над тем, кому столь легко уступил некогда победу над собою: то щедроты всесильного Бога в этом случае не преминули обнаружиться еще более, нежели прежде строгость Его. Для Него мало было исторгнуть человека верою из когтей сатаны. Он восхотел, чтобы человек торжественно попрал сатану ногами на тот конец, дабы жертва не только была освобождена от врага, но и низринула победителя. Тот кто призвал нас ко спасению, считает Себе за удовольствие призвать вас и к славе. К радости свободы Он присоединил утеху приобретения венца.

Посмотри, с каким усердием города наши празднуют сражения и торжественные бои, которые с давнего времени изобрело греческое суеверие, поддерживаемое страстью к удовольствию. Свидетелем тому может служить Африка. Все окрестные селения доселе оглушают рукоплесканиями своими Карфаген, удостоивший некогда пифических игрищ на древнем своем поприще. Таким образом во все времена люди полагали, что для возбуждения соревнования, придачи силы телу и возвышения голоса, приличествует предлагать атлетам целью награду, назначать для них судьями зрителей, выставлять приманкою удовольствие. Сею ценою искупаются все изнурения, все язвы. Люди дозволяют себя бить, крутить, терзать, рвать в куски, обагрять кровью. Бывает ли хотя один, который бы вздумал упрекать судей в допущении людей оказывать друг другу такое насилие? Вне поприща они могут требовать удовлетворения за обиду; но здесь удары в язвы исчезают под ослепительным обаянием венков и рукоплесканий, наград и публичных отличий, изображений и статуй, надежды пережить себя в памяти людей и мечтательного бессмертия своего имени. Слыхал ли ты когда атлета, жалующегося на свои раны? Верно никогда, потому что он сам их ищет. Венок скрывает его язвы, пальма укрощает его кровь: он напыщен более победою своею, нежели струпами, нанесенными телу его. Скажи: не ужели и за сим сочтешь ты оскорбленным столь радостного бойца? Η ο что я говорю? Сам изувеченный упрекает ли в своем несчастии судию, председящего над игрищами? Не ужели же ее приличествует Богу предлагать Свои сражения, Свои игрища; открывать для нас эту арену, где Он нас выставляет на позорище людям, Ангелам и всем небесным силам; испытывать, кто какую имеет крепость души и плоти; предназначать одному пальму, другому честь и славу, тому право гражданства, а сему другие награды; иных же осуждать, и тех, кого наказал Он, отвергать с бесчестием? Не вздумаешь ли ты еще назначать для Бога время, образ действия и место, где Он должен судить Свое семейство, как будто премудрость и предвидение не входят в атрибуты судии?

Но что сказать, если Бог предлагает нам мученичество не для борьбы, а для преуспеяния в вере нашей? Не должна ли была вера иметь пред глазами как бы надежду свыше, предметом которой могла бы собираться с силами своими, ограничивать свои желания в постоянно восходить в верх, так как и земные власти стараются возвышаться с степени на степень? С другой стороны, каким образом могли бы быть в дому Отца семейства обителей много , если бы различие заслуг не было приемлемо в уважение? Каким также образом звезда от звезды во славе отстоять бы могла, если бы лучи не были различного рода? Если же вера долженствовала шествовать с высоты на высоту, от славы в славу: то и победы ее должны были искупиться трудовою ценою изнурения, страдания, мучения и самой смерти. Но рассмотри также, каково и вознаграждение. Жертвуя всем тем, что для вас всего дороже, телом и душой, из которых первое есть дело рук Божиих, второе дуновение Создателя, человек кладет только капитал свой в кассу, чтобы получать проценты на проценты, исстрачивает, чтобы приобрести более и более: какова цена, такова и награда. Бог предвидел заранее, что среди испытании человеческой бренности, нападений врага, сетей мира и искушений всякого рода, вера, вышедши из купели возрождения, подвержена будет величайшим опасностям. Сколько несчастных могло бы погибнуть во получении уже спасения! Сколько гостей в оскверненных ризах могло бы явиться на брачный пир! Сколько нерадивых могло бы забыть возжечь свои светильники! Сколько заблудших овец надлежало бы отыскивать по долинам, горам и дебрям, в приносить на раменах! Для сего-то Бог приблизил к нам, как сугубую надежду и последнее убежище, борьбу мученичества, уготовал вам кровавую баню, обеспеченную со стороны безопасности, баню, блаженство которой Псалмопевец воспевает так: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (Пс.31:1,2) . Действительно в чем можно обвинить мучеников, положивших самую жизнь свою в сей очистительной бане? По прикрытии множества грехов, душа их, любя Бога всеми силами своими, которые употребляет в борьбе мученичества, предает себя добровольно за Бога: любовь именно и составляет мученичество. Лекарства, советы, суды, зрелища: не ужели все это кажется тебе и теперь жестокостью Создателя моего? Не уже ли Бог алчет крови человеческой? Алчет, могу я отвечать с уверенностью, если человек алчет царствия Божия, если человек алчет спасения, не подверженного никакой опасности, если человек алчет вторичного возрождения. нельзя никому завидовать в возмездии, где мера награды и казни одинакова для всех.

VII

Пусть скорпион ереси еще попытается метать свои стрелы, пусть еще вопиет, что Бог человекоубийца. Я с ужасом огражу ядоносное дыхание богохульства сектатора; но тем не менее, основываясь на свидетельстве самого даже разума, не откажусь от Бога, который под именем премудрости устами Соломона объявил Себя более, нежели как бы человекоубийцею: Заколола премудрость , говорит Он, жертву свою (Прит.9:2). Ο заклание, исполненное премудрости, порождающее чад ее для жизни; заклание, исполненное разума, вводящее их в обладание славою! Ο прелестное детоубийство, мнимое преступление, совершаемое с неслы хашиым искусством! Ο святая жестокость, закалающая для того , чтобы жертва никогда не умерла!

Что же после сего следует? Премудрость во исходех поется, Да и в самом деле не поются ли вне (во исходех) гимны и в честь мучеников? Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой; ибо закаляет чад своих единственно для их счастья. В главных местах собраний проповедует (Прит.1:20,21) , как-то, в то время, когда по словам Исаии она взывает: Аз есмь Господень , Аз Иаковль, Аз Израилев. Ο добрая мать! Как бы я желал считаться между чадами ее, чтобы быть от ней закланным! За чем не могу я быть заклан, чтобы сделаться чадом ее! Но довольствуется ли она одним закланием, не требует ли также и мучения чад своих? Я слышу, как Бог негде говорит: очищу их, яко серебро , и испытаю , яко злато: очистит и испытает без сомнения в горниле казней и терзаний мученичества, которые суть как бы пробный камень веры. Апостол также не не ведал, ο каком Боге проповедовал, когда сказал: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим.8:32) ? Ты видишь сам: божественная премудрость заклала собственного Сына, Сына своего первородного, единственного, дабы Он жил, или лучше сказать дабы привести к жизни всех людей. Α как премудрость есть сам Христос, предавший Себя за грехи паши: то я могу прямо сказать, что Премудрость сама себя заклала. Слова заключают в себе две вещи: звук и смысл: не довольно того, чтобы телесное ухо их слышало; надобно, чтоб и духовное ухо их проникало. Кто не понимает действий Божиих, тот вопиет против жестокости. Но мы можем как угодно их не понимать; а священные тексты дело свое делают, и дерзость суждений оста навливают. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим.11:34) , кто открыл Ему путь разумения?

Между тем мир для укрощения гнева богов своих, издревле приносил им человеческие жертвы, как то: Скифы Диане, Галлы Меркурию, Африканцы Сатурну. Даже и в наше время Латиум (Рим) все площади города окропляет кровью человеческою в честь своего Юпитера. Жалуется ли кто на это? Не говорит ли все собрание, что тут скрывается нечто тайное, или что воля богов непостижима? Если бы наш Бог потребовал Себе мученических жертв и приношений: то кто бы стал упрекать Его в гибельной Религии, в плачевных обрядах, в алтарях, обращенных в костры, и во множестве жрецов, трупами окруженных? Не счел ли бы себя напротив того каждый счастливым, что сам может послужить Богу пищею?

VIII

Я останавливаюсь на одном предмете, и ограничиваюсь только разысканием того, предписано ли от Бога мученичество, дабы ты уверился в мудрости предписания, если сознаешься, что оно действительно есть предписание Божие; ибо Бог ничего не предписывает без мудрости. Дорога в очах Господних смерть святых Его! (Пс.115:6). Так воспел Псалмопевец. Не думаю, чтоб он разумел тут смерть обыкновенную, общую дань, которой все мы подвержены, а еще менее смерть позорную, заклейменную нечестием и праведным осуждением, но верно смерть, пренебрегаемую ради засвидетельствования Религии, славную борьбу, где мученик жертвует собою, чтобы пребыть верным правде и клятве своей, такую борьбу, какую Исаия описал: Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис.57:1,2). Здесь все заключается: и возвещение ο мучениках, и их награда.

С самого начала всегда правда подвержена была насилию. Как скоро люди начали чтить Бога, Религия сделалась предметом зависти. Кто был благоугоден Богу, тот был убит, и убит братом своим. Нечестие, поспешая к человекоубийству, сперва пролило собственную кровь. Праведники погибли: почему и Пророкам не погибнуть? Давид спасается бегством. Илия сохраняет жизнь свою потому только, что скрылся. Иеремия побит камнем. Исаия претрен пилою. Захария умерщвлен между притвором и алтарем, оставив на камне неизгладимый знак пролитой им крови. Сам Предтеча, заключивший закон и Пророков, человек, бывший более Пророка, названный Ангелом, был позорным образом обезглавлен в награду бесстыдство. Во все времена люди, одушевляемые Духом Божиим, охотно позволяли Ему вести себя на муки, дабы примером своим оправдать свое учение. Когда целый город (Вавилон) из слепого повиновения спешил поклониться истукану царя своего, три пленные отрока Израильские не позабыли, чего требовала от них вера, умеющая быть свободною в самых цепях, умеющая бороться с идолопоклонством. Они помнили то, что Иеремия написал ο сем племени: Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко! (Посл.Иер.1:4,5) . Поэтому отроки, отразив мужественно угрозы царя, отвечали ему с уверенностью, Богом им внушенною: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. (Дан.3:16-18) . Ο венец мученичества, хотя и не кровавого! Они довольно страдали, довольно сгорали от огня. Бог для засвидетельствования того, что их доверие не было тщетно, удостоил их Своего покрова. Посмотрите также и на Даниила . Он покланялся только истинному Богу. Халдеи негодуют, клевещут на него, и предают его в снедь хищным зверям. Свирепые львы, к которым спущен был пленник, конечно бы не пощадили его, если бы ее оправдались возвышенные чувства Дария ο божестве.

Впрочем каждому Пророку, каждому служителю Божиему, принуждаемому к идолопоклонству, и не повинующемуся, надлежало непременно пройти сквозь горнило скорбей. Не требовала ли самая справедливость, чтоб эти великодушные мужи для большого удостоверения современников или потомков своих в проповедуемой ими истине, запечатлевали ее своею кровью и смертью? Да и кто согласился бы умереть, если бы не был уверен, что умирает за истину? Таким образом не должно нисколько сомневаться: предписания, примеры, древность, все доказывает, что мученичество есть долг и залог веры.

IX

Чтобы лишить древность таинственного значения, остается только постановить, будто Христианство есть новость, введения чуждым Богом, не имеющая никакой связи с первым законом, такая новость, гд е Премудрость не умеет закалять чад своих. «Божество, говорят еретики, имеет совсем другое свойство во Христе: воля и учение Его также отличны. У Него нет мученичества, или Он хотел, чтоб оно понимаемо было иначе. Это так справедливо, что Он никогда своих слушателей не увещевал пренебрегать сею опасностью. Он не обещает возмездия за эти страдания, потому что и страданий этих не желает.»

Для сего-то видно Христос и проповедь Свою начал между прочим следующим изречением: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. (Матф.5:10) . Слова эти без сомнения относятся ко всем вообще людям. Потом, обращаясь как бы особенно к Своим Апостолам, Он говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:11,12) . Не значило ли это предсказать им, что они закланы будут по примеру Пророков?

Положим впрочем, что это условное гонение касалось только одних Апостолов. Но когда Апостолы предали нам вполне исповедание веры, когда они распространили имя христианское. сообщили дары Духа Святого, когда они суть наследственные ученики и составляют прямые отрасли Апостольского семени: то мы связаны тем же самым законом, каким были связаны и Апостолы. Они были мученики: должны и мы быть мучениками. Иисус Христос в другом месте сказал им: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. (Матф.10:16-18) Когда же прибавляет Он: Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; (Матф.10:21) то явно, что Он другим людям, а не Апостолам, назначил испытать это нечестие, которому Апостолы не подвергались. Ни один из них не был предан ни отцом, ни сыном, как-то с нами случается. Иисус Христос обращается потом опять к Апостолам: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Матф.24:9) , тем же более ненавидимы будем мы, долженствуя предаваемы быть от родных наших. Таким образом смешивая постановления, касавшиеся то до Апостолов, то до каждого из верующих, Он для всех тех, в ком имя Его пребывает, как в святилище, утвердил всеобщий закон исповедовать имя Его даже до смерти: претерпевший же до конца спасется (Матф.10:22). Претерпеть, но какие страдания? Гонение, измену, заклание. Претерпеть значит устоять до конца. Потом прибавляет Он тут же: Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: (Матф.10:24). Причина тому ясная. Когда Учитель и Господь подвергся гонению, измене, закланию; то тем паче служители и ученики должны испытать туже участь, дабы не были они сочтены какого либо высшего естества, если освободятся от скорби нечестия, а особенно когда довольно для славы их в того, что с ними поступят так, как с их Учителем и Господом, который поощряет их к терпению еще следующими словами: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Матф.10:28). Кто суть те, которые могут убить только тело, как не вышеупомянутые владыки и цари? Это вероятно люди. Но кто верховный владыка души. как не Бог? Кто может угрожать нам мстительным огнем гиены, как не Бог же, без воли которого ни едина от сих (птиц), упадет на землю , то есть ни одна из сущностей человека, ни тело ни душа? У вас же и волосы на голове все сочтены, не бойтесь же , потому что Он к тому присовокупляет: вы лучше многих малых птиц. (Матф.10:30,31). Это значит обещать нам, что мы не вотще и не без пользы упадем на земли, когда возлюбим быть закланы лучше от людей, нежели от Бога.

Здесь по крайней мере все кажется ясно в отношении как к определению исповедания веры, так и к отречению от нее. Человек, преданный Христианству, признает себя за ученика Христова. Кто принадлежит Иисусу Христу, тот в Нем и пребывает. Христос в нем находится, и он во Христе. Следовательно кто исповедует или отвергает, что он Христианин, тот уже исповедует или отвергает Самого Христа, в нем сущего. За сим напрасно станет ты говорить: «хотя я и отверг, что я Христианин, но Христом не буду отвержен, потому что лично я Его не отвергся » Отвержение веры твоей тем не менее будет злочестиво; ибо отрекаясь быть Христианином, то есть, отрекаясь от Христа, в тебе сущего, ты отрекаешься собственно и от Него. Но этого еще мало. Он платит презрением за презрение. Иже аще, говорит Он, постыдится Мене пред лицем человеков, постыжусь его и Аз пред лицом Отца Моего , иже на небесах. Отступничество есть чадо стыда. Лицо или чело есть как бы святилище души. Благоговение к Богу умирает внутри прежде, нежели внешность ослабеет.

X

Но думать с некоторыми людьми, что не здесь, то есть, не в пределах сего мира, не в течении настоящей жизни, не пред лицом людей всякого рода, надлежит исповедовать веру : думать так значит порицать божественное домостроительство обо всех вещах, какие должны мы испытать в продолжение здешней нашей жизни и под державою властей мира сего. Чего доброго? Души может быть, оставя тело и прошедши все небесные мытарства, подвергшись исследованию качества заслуг своих для узнания, в каких обителях им жить, и будучи спрошены за счет таинственных лекарств ереси, должны может быть будут засвидетельствовать веру свою пред какими либо высшими силами, пред лицом истинных людей, может быть пред Валевтиновыми Телетами, Акинетами и Абаскантами [1] . «Что касается до людей, между которыми мы живем, прибавляют еретики: то сам Демиург наш считает их не заслуживающими сего имени. Что они суть в его глазах? Капля воды, падающая в сосуд, прах, ветром взметаемый, не иное что, как уничижение и ничтожество. Он уподобляет их иногда животным, лишенным разума. »

Я согласен, что так отзывается ο людях в иных местах и Священном Писание; но подает ли это вам повод заключать, что есть другие люди, кроме нас? Мы существуем. Стало быт Писание могло сравнивать нас с теми, с чем считало за приличнее, уважая однако же собственность и единство нашего рода. Из того, что жизнь наша сделалась развращенною, из того, что, будучи признана достойною презрения, сравнена она с презренными вещами, не следует еще, чтоб естество наше до того изменилось, что заслуживает получить другое наименование. Скажу еще более. Человеку сохраняется целость естества его даже и в то время, когда беспорядки его порицаются; да и Христос не знает иных людей, кроме тех, ο которых говорит: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого (Матф.16:13) ? И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лук.6:31) . Ответствуйте! Сохранил ли Христос естество тех, свидетельства которых требовал, и на которых изрек правосудный приговор? Если спрошу я у ереси, где мнимые ее небесные люди: то легче Арате (греческий поэт) может указать мне Персея, Цефею, Эригону и Ариадну, превращенных в созвездия. Кто бы воспрепятствовал Господу предуведомить меня чисто и ясно, что люди должны исповедовать веру свою только там, где Он ясно назначил быть собственному будущему Своему исповеданию и прославлению, если бы на то была Его воля? Почему не сказал Он прямо: кто исповедает Меня перед людьми на небесах, того и Я исповедаю веред Отцом Моим на небесах? Если Он хотел говорить об исповедании пред лицом неба: то неминуемо должен бы был устраивать от меня всякое недоумение об исповедании на земле, которое будто бы было Ему не угодно; ибо я не знаю других людей, кроме жителей земли, а сверх того никто еще не видел человека на небе. Впрочем как поверить, что поднявшись вверх по изшествии от сей жизни, подвергнусь я испытанию там, куда не могу допущен быть, не бывши испытан, и что во второй раз буду допрашиваем и истязаем там, куда не могу войти иначе, как в качестве избранного? Небо открыто для Христианина прежде, нежели он вступит в путь к небу, потому что путь сей доступен только для того, для кого открыто небо. К нему достигнуть значит войти в него.

«Ты возражаешь: не думаю ли я согласно с Римским суеверием учредить Янусов, Форкулов, Ламентин, и ввести другие смешные призраки для охранения дверей неба?»

Если ты когда-нибудь читал у Давида царя:  Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (Пс.23:9) ; если ты когда-нибудь слышал, как Пророк Амос восклицает: 6 Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему (Ам.9:6) : то ведай, что восход сей проложен уже для нас стопами Господа нашего, и что дверь нам открыта торжеством Христовым. Нет уже испытаний, которым надлежало бы подвергнуться. Дело идет уже не ο суде, а ο признания, не ο допросе, а ο принятии.

«Но небо, говоришь ты, и доныне закрыто.»

Вспомни, что Господь здесь еще. вручил ключи к небу Апостолу Петру , а в лице его и Церкви. Кто будет на земле допрошен и исповедает веру свою, тот их получит. Сатана утверждает, что исповедание наше будет происходить на небе, дабы убедить пас отречься здесь от веры. Подлинно преполезное наставление для моего судии! Это будут превосходные ключи, какие принесу я с собою, явясь к Богу со страхом и боязнью от тех людей, которые убивают тело, души же не могут убить ! Чудесное поощрение к нарушению правила веры! Я славно воспротивлюсь на небе, после того как не мог воспротивиться на земле; легко перенесу грозный взор высших сил, после того как трепетал от взгляда сил низших; наконец буду непременно принят, после того как уже исключен.

Остается тебе сказать решительно, что надобно каждому быть здесь отступником, потому что исповедание веры ожидает нас на небе. Где находятся одна из двух вещей, там встречается и целое. Все противности идут одинаково. Из сего следует, что на небе должно существовать и гонение, потому что гонение есть неизбежный элемент всякого исповедания, равно как и всякой противности. Ο ты, дерзновеннейший из еретиков! За чем еще колеблешься? За чем не переносишь в небесные пределы гонения на Христиан? За чем ненависть, нас преследующую, не помещаешь у того престола, где Христос восседает одесную Отца Своего? Всего лучше учреди там же на небе в Иудейскую синагогу, которая покусилась первая объявить воину Апостолам и их бичевать; приведи туда так же народы, вопиющие в своем амфитеатре: доколе существует это третье поколение? Нам нужно иметь поболе братьев, отцов, сынов, тещей, невесток и даже служителей, которые бы нас предавали, как то предсказали Пророки. Все ли тут? Пусть еще предстанут цари, владыки, вооруженные силы, перед которыми будем мы защищать свое дело. Устрой сверх того на небе мрачную темницу, в которую бы ее проникал солнечные лучи, а если бы и проникали, то не освещали бы ее. Обрати в оковы земные пояса и ось мира в станок. Надобно ли побить камнем Христианина? Град ожидает только твоих повелений. Сжечь его? Гром в твоих руках. Заклать? Ориоп простирает уже грозные свои мышцы. Предать в снедь хищным зверям? Север спускает двух своих Медведиц, зодиак своих Волов и Львов.

Претерпевший до конца , спасется. Таким образом конец, заклание, страсти, исповедание веры: все это совершится на небе. Где же будет плоть, присутствие которой необходимо для столь многоразличных подвигов? Где будет тело, которое одно может убито быть руками человеческими? Таково должно быть заключение здравого ума, хотя бы он забавлялся даже и ирониею; ибо желать гонения значит тоже, что соединять с ним всю неизбежную его свиту, дабы мученичество могло служить свидетельством веры. Действительно исповедание проистекает от гонения, а гонение совершается чрез исповедание. Здесь на земле ненависть вооружается против имени Христианского, здесь на земле остервеняется гонение, здесь на земле измена нас предает, допросы принуждают богохульствовать, палачи свирепствуют. Каждое из этих деяний относится и к исповеданию и к отступничеству. Если все прочее происходит здесь на земле: то в другом месте исповедания нет. Если исповедание бывает в другом месте: то что делает все прочее здесь на земле? Но на небе ничего подобного быть не может. Следовательно на небе нет исповедания.

Если ересь мечтает, что на небе допросы и исповедание происходят·иначе, нежели на земле, то она должна определить различные к тому приемы, которые бы не имели ничего общего с подвигами, обозначенными в св. Писании. Мы с своей стороны могли бы на этот счет сказать ей следующее: это точно твое дело, лишь бы только допросы и исповедания здесь на земле, проистекающие из элементов гонения, сохранили в точности качество своих наименований, так чтобы можно было веровать, как написано, и понимать, как повелено. Что до меня касается: то я все сие домостроительство ограждаю авторитетом самого Господа, который означенному исповеданию не определил другого места, кроме земли. Объяснив то, что относится к исповеданию и отступничеству, за чем потом сказал Он: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. (Матф.10:34-36) ? Тогда действительно может происходить, что предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. (Матф.10:21,22) . Это так справедливо, что сей меч Господний, посланный на землю, а не па небо, определяет именно землю местом подвижничества для исповедания, которое претерпевши до конца, должно подвергнуться смерти.

XI

Мы таким же образом докажем, что все прочее приспособляется равномерно к мученичеству. Кто любит жизнь свою больше Меня, не достоин Меня (Ср. Мф. 10:37) , то есть, недостоин тот Христианин, который пожелает лучше жить, отвергшись Меня, нежели умереть, исповедав Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Матф.10:39) . Стало быть Христианин может сохранить жизнь свою, когда будет стараться искупить ее отступничеством; по он погубит в аде эту жизнь, которую думал отступничеством приобрести. Мученик, умирающий во исповедании веры, теряя временную жизнь, обретает жизнь вечную. Судия и Игемоны, чтобы принудить нас к клятвопреступничеству, говорят нам: спасите жизнь свою, не губите себя. Но слова Христовы не могут быть иные, как сообразные с участию Христианина.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте;(Мар.13:11). Тут Иисус Христос дает служителям Своим наставление, и уведомляет их, что Дух Святой устами их отвечать будет. Велит ли Он нам посетить брата вашего в темнице? Этот брат, ο котором велит Он пещись, есть исповедник. Утверждает ли Он, что Бог отмстит за избранных Своих? Это относится к мести за страдания мученика, Им утешаемого. Что значит также притча ο семени, иссохшем на бесплодной земле, как не жестокость гонения? Если из всего, в притчах сказуемого, не должно ничего принимать в естественном смысле: то слова, в них содержащиеся, без сомнения скрывают какое либо таинство, и заключают в себе одну вещь, тогда как смысл их относится к другой вещи, надобно как это бывает в аллегории, в притче или в гадании.

Какими бы суетными умствованиями ни тщеславились наши Скорпионы, каковы бы ни были стрелы, которыми они производят раны, я желаю, чтобы мне представлено было одно только доказательство. Мы ссылаемся на самые происшествия. Согласны ли они буквально с Священным Писанием? Писание конечно хотело обозначит совсем другую вещь, когда этих происшествий в нем нет. Что написано, то неминуемо должно произойти. Стало быть что написано, то произойдет, если между тем не произойдет что либо другое. Но вот все люди возненавидели нас по причине нашего имени, как написано; ближние предают нас, как написано; нас ведут на суд ко властям, допрашивают, мучат и закалывают, как написано. Господь объявил ο том точно также. Если бы объявил Он иначе, в в том смысле: то почему происшествия не исполняются иначе, то есть, исполняются не так, как по мнению еретиков Он объявил? Но нет! Они исполняются именно так, как Он объявил; а объявил Он так, как они исполняются; ибо им нельзя бы было исполнится иначе, нежели как Он объявил, да и Сам Он не объявил бы их иначе, нежели как желал, чтоб они исполнялись. Таким образом Святое Писание обозначает только то , ο чем гласят происшествия. Если же предсказанные происшествия не исполняются: то каким образом исполнятся происшествия не предсказанные? Исполняющиеся происшествия были бы не предсказаны, если бы предсказание и происшествия находились в противоречии. Но теперь, когда происшествия согласуются с словами в слова с происшествиями, еретики хотят вас уверить, что слова имеют совсем другой смысл. Что же бы произошло, если бы происшествия приняли иное направление? Отвергнуть происшествия в принять гадания, значило бы испровергнуть веру. На столь жалкое смешение понятий я ответствую, что если происшествия, исполняющиеся согласно тому, как написано, не те самые, какие возвещает предсказание: то надобно исключить те происшествия, которые не должны исполниться согласно тому, как написано, дабы они не подверглись той же участи, как и верные. Когда происшествия и слова находятся в противоречии: то происшествия могут оказаться не предсказанными, если предсказаны иначе, нежели как должны исполниться. Как не отказаться от веры в предсказания, изобличаемые во лжи происшествиями? Стало быть еретики, верящие предсказаниям, происшествиями не оправдываемым, верят тому, что не предсказано.

XII

За сим кто лучше в состоянии понимать внутренний смысл св. Писания, как не школа Самого Иисуса Христа, как не ученики, избранные Господом для преподания нам всякого рода познаний, ученики, которых Он поставил нашими учителями и наставниками во всем? Кому удобнее мог Он открыть истинный смысл слов Своих, как не тем, которые были свидетелями славы Его во время преображения, то есть, Петру , Иоанну, Иакову , а потом и Павлу , которого восхитил до третьего неба прежде еще мученичества его? Божественные мужи сии могли ли писать что либо иначе, нежели как чувствовали, писать одно, а мыслить другое, могли ли быть Апостолами лжи, а не истины? Апостол Петр говорит избранным пришельцам Понта так: ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (1Пет.2:20,21) Также в другом месте: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. (1Пет.4:12-16) Послушаем равномерно Иоанна Богослова: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1Иоан.3:16) В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан.4:18)

Какой тут предлежит нам страх, как не страх, внушающий отступничество? Какая на священном языке быть может совершенная любовь, как не любовь, развевающая страх и поддерживающая мужество исповедника? Какими ужасами должен наказан быть страх, как не ужасами, имеющими объять клятвопреступника, который погибнет с те лом и душой в адском пламени? Умирай за братию , говорит нам Апостол, а скольким более за Иисуса Христа. Апокалипсис слишком хорошо приготовил его к подобным советам. Там Дух Святой Ангелу Смирнской церкви нашисал: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. (Откр.2:10) . Такое же увещание сделано Ангелу Пергамскому, когда не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. (Откр.2:13) . Такое же увещание дано и Ангелу Филадельфийском, которого Господь сохранил от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. (Откр.3:10) . Каждому победоносцу обещана награда: одному есть от дерева жизни другому не вредитися от смерти второй , третьему вкушать от манны сокровенной, и иметь камень бел и на камни имя новое написано, его же никто же весть, токмо приемляй. Иной получает жезл железный пасти языки и звезду утреннюю. Сей облечется в ризы белые, и имя его не изгладится от книги жизни. Тот будет столпом в церкви Божией , и напишется на нем имя Бога и имя града Божия нового Иерусалима . Этому дастся сесть с Господом на Престоле Его. Кто же суть блаженные эти победоносцы, как собственно не мученики? Кто сражается, тот побеждает; кто проливает кровь свою, тот сражается. Между тем души мучеников покоятся под алтарем, питаясь надеждою, что будут отмщены, в облекшись в белые одежды, выжидают, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они (Откр.6:11). Действительно великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих…это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. (Откр.7:9,14) Одежда души есть плоть. Скверны ее омываются крещением, а пятна убеляются мученичеством. В этом смысле и Пророк Исаия обещает, что красное и червленое сделается подобным снегу и чистейшей волне. Что касается до великого Вавилона пьяного по слову Апостола кровью святых (Ср. Откр. 17:6) : то сомневаться не должно, что он удовлетворяет пьянство свое из чаши мученичества; но из того также следует, что кто трепещет пред исповедничеством, тот подвергнется наказанию. Кто отступает, тот включен будет в число отверженных: но что я говорю? тот будет поставлен во главе их. Боязливых же и неверных , говорит св. Иоанн , участь в озере, горящем огнем и серою. (Откр.21:8). Такова казнь, предназначенная страху, который изгоняет только любовь , как он же в послании своем пишет.

XIII

Павел, из гонителей сделавшийся Апостолом, и проливший первый кровь свою за церковь, променяв меч на перо, железо на плуг, с утра вениамин волк хищник, а на вечер дающий пищу, по словам Иакова: Павел , говорю, с каким жаром превозносит мученичество, которого в сам жаждет! Послушаем, как он к Солунянам пишет: так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. (2Фесс.1:4,5) . Тоже самое пишет он и к Римлянам: не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим.5:3-5) . Также в другом месте: А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим.8:17-19) . Вот почему он в последствии присовокупляет: 35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:35-39) . Извещая Коринфян ο своих страданиях, он делает ο терпении как бы некоторое определение : Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской (2Кор.11:23-25)

Если все это кажется тебе более неприятностями в жизни, нежели мученичеством: то послушай далее: посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2Кор.12:10) . В одной из предыдущих глав он изъясняется одинаковым же образом: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Потом присовокупляет: но если внешний наш человек и тлеет, то есть, тлеет плоть от жестокости гонений, то внутренний со дня на день обновляется, то есть обновляется душа надеждою на обещание. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое (как то неприятности в жизни) временно, а невидимое (как то награды) вечно. (2Кор.4:8-18). В послании к Солунянам он благодарит Бога , что они не только приняли слово Божие, но и пострадали от своих соплеменников ο Христе Иисусе (1 Фесал. 2:13,14 ). К Филипийцам пишет: но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. (Фил.2:17,18) . Слышишь ли ты? Он не только превозносит счастье мученичества, но не требует, чтоб оно сопровождалось взаимною радостью. Равным образом посмотри, как он поздравляет себя в послании к Тимофею, чувствуя, что приближается уже к цели своих желаний! Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2Тим.4:6-8) . Выше он достаточно уже поучил возлюбленного своего ученика : Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2Тим.2:11-13) . Еще выше он сказал: ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. (2Тим.1:7) . Действительно мы страждем с силою и целомудрием, оживотворяемыми любовью Божьей, когда страждем невинно. Что значит в устах Апостола поощрение нас к терпению, как не приготовление к скорбям? Впрочем. удалять нас от идолопоклонства, не значит ли вырывать из рук его венец мученичества?

XIV

Павел между прочим пишет к Римлянам: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены…Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим.13:1-4) .

Стало быт он повелевает тебе покоряться властям не для того, чтобы подать тебе случай избегнуть мученичества, но чтобы увещать тебя жить добропорядочно, потому что власти суть орудия правосудия и исполнители божественного суда, совершаемого здесь на земле над преступниками. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк (Рим.13:7) ; то есть, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Матф.22:21) ; человек же принадлежит единственно Богу. Петр также сказал: царя чтите (1 Петр. 2: 17). Но каким образом надобно чтить его? Чтить, доколе он остается в пределах власти своей, доколе не посягает на божественные почести. Мы также любим отца своего и мать свою, лишь бы только не были они сравниваемы с Богом. Впрочем не позволяется любить душу свою более Бога.

Х V

Что же? Разве Апостольские Послания разноречивы? Разве мы столь просты, разве мы невинные голуби, что охотно по сторонам блуждаем? Пусть и так будет. Лишим букву настоящего ее смысла. Однако же нам известны страдания Апостолов: они составляют сами собою открытое учение. Чтобы в том убедиться, стоит только пробежать книгу Апо стольских деяний : более ничего не нужно. Я нахожу в ней везде темницы, оковы, бичевания, избиение камнем, сверкание мечей, толпы Иудеев ругающихся, скопища беснующегося народа, трибунов поносящих, царей допрашивающих, проконсулов, изрекающих судебные приговоры. Тут не для чего было употреблять в пособие и имя Кесаря. Петр распят, Стефан побит камнем, Иаков умерщвлен, Павел обезглавлен: вот происшествия, написанные кровью. Не хочет ли еретик в подкрепление сей книги иметь другие доказательства? Летописи империи заговорят, как в древности стены Иерусалимские. Я открываю жизнеописание Кесарей. Нерон первый окровавливает в Риме колыбель веры. Тогда то Петр , пригвожденный к кресту, препоясан был чужою рукою; Павел воспринял имя Римского гражданина, возродился новою жизнью чрез мученическую достославную смерть свою. Повсюду, где встречаю я подобные страдания, я научаюсь страдать. Кого мне избрать в учители мученичества, слова ли Апостолов, или авторитет их смерти? Для меня все равно, лишь бы только находил я, что слова их оправданы их подвигами. Верно не подвергли бы они себя страданиям, если бы были того мнения, что страдать не должно. Когда Агав предсказал Павлу , что его свяжут в Иерусалиме: то все ученики молили его со слезами не ходить в этот. город. Тщетное моление! Будучи верен ежедневным поучениям своим, Апостол отвечает им с твердостью: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. (Деян.21:13) . Тогда они умолкли, сказавши: воля Господня да будет , будучи без сомнения убеждены, что мученичество состоит в воле Божией. Посему—то ученики Павловы хотя и жалели об Апостоле, но не отговаривали его от исповедничества. Если бы какой либо Продик или Валентин вздумал шептать ему на ухо, что не нужно здесь исповедовать Господа перед людьми, что особливо не должно полагать, будто Бог жаждет крови человеческой, и что Христос не требует в возмездие мученичества, ожидая от него как будто бы собственного спасения: то конечно бы услышал он из уст служителя Божия то самое проклятие, какое Господь изрек сатане: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! (Матф.16:23) ; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Матф.4:10). Да падут же ныне сии самые слова на главу сектатора за то, что он, спустя долгое время после сего изречения, посеял тайно в сердца слабых людей яд свой, который будет иметь на них пагубное влияние по мере того, как они небречь станут омокать уста свои в спасительном питии, предлагаемом нами им во имя веры, и составляющем предохранительное лекарство или противоядие.


[1] Абаскантов в числе Валентиновых богов нет. Это сло во греческое, означает амулетку, употреблено видно в насмешку.

Оставить комментарий или два