Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Сумы Православные , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Сумы Православные Главную.

Что такое хула на Духа Святого? Кто не со Мною, тот против Меня

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

(Матф.12:22,23)

Бесноватого, слепого и немого : «о злость дьявольская, заградила оба входа, чрез которые сей человек мог получить веру, - зрение и слух. Но Христос отверз тот и другой» (Злат.) – Не это ли Христос : Вопрос возникшей уже, но еще не твердой, колеблющейся веры, волнуемой недоумением. Народу может быть известно было пророчество Исаии о временах Мессии (35, 3-6): тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются… и будет славословить язык немого ; народ видел теперь на слепом и глухом исполняющимся это пророчество и говорил: не Христос ли этот великий чудотворец? Не фарисеи и книжники говорили это, но народ; так случается нередка, что люди простые, необразованные, более способны постигать смысл событий, чем люди книжные, лжеученые, гордящиеся своим познаниями (ср. Иоанн. 7, 46-49, 9, 34)

24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.

(Матф.12:24)

Услышав говор народа – не это ли Христос, сын Давидов, фарисеи сказали : не Христу самому (ср. ст. 25), а народу. – Вельзевула князя бесовского ( ср. прим. к 9, 34 и 10, 25) фарисеи, решившиеся отвергнуть Иисуса из Назарета, как особенного посланника Божия – Мессию, принуждены были тем, самым приискать себе какое-либо объяснения тем необычайным делам, какие творил Иисус Христос, т.-.е. чудесам, каково например исцеление бесноватого, глухонемого и слепого. Чудо было так поразительно, что очевидно было, что обыкновенною силою человеческою или искусством оно не могло быть произведено. Народ подумал – не Мессия ли этот чудотворец, и еслибы фарисеи не нашли для народа объяснения этой Его чудотворной силы, то влияние их на народ могло поколебаться и рухнуть. И они нашлись вынужденными смотреть на это чудо, как смотрел и нард, т.-е. как на действие, превышающее обыкновенные силы человеческие, только производили его, как и другие чудеса Христовы, не от Бога, но от нечистой силы и тем старались возбудить в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, как в Мессию, ненависть к Нему и боязнь Его, как имевшего сношения с нечистой силою, каковой страх и ненависть у нас например простой народ чествует к так называемым колдунам.

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

(Матф.12:25,26)

Зная помышления их : доказательство Божества Христова, ибо тайные мысли и намерения может знать один только Бог ( Псал. 7, 10. Иереем. 17, 10). Господь указывает неразумность объяснения фарисеями Его чудесных действий указанием на то, что обыкновенно бывает в жизни целых царств и городов и в домашней семейной жизни. Царство, или город, или семейство, если не живут между собой в мире, и возможном единомыслии, а разделяются на части, враждебные одна другой, взаимно вредящие одна другой, не устоят, и рано или поздно падают, пустеют. Тоже самое было бы и с царством веельзевула или сатаны (сатана собственно значит: противник, супостат, ненавистник, и прилагается частью вообще к злым духам, частью к главе их царства – князя бесовскому) если сатана, князь бесовский, посылает в людей бесов – мучить их, и в то же время помогает Мне выгонять их из людей, чтобы не мучили их: то значит, он разделился сам с собою, делает одно и в то же время делает противное сему, производит разделение и между бесами. Еслибы это было так, то устояло ли бы царство бесовское? А оно стоит; следовательно объяснение фарисеями чуда изгнания бесов силою князя бесовского не имеет смысла.

27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

(Матф.12:27,28)

Второе опровержение фарисейского объяснения: если Христос силою князя бесовского изгоняет бесов, то сыны их, иудеев, чьею силою изгоняют? Златоуст под словами сыны ваши разумеет учеников Господа, которые уже получили от Него власть изгонять бесов, и изгоняли их, и делает такой смысл всему этому изречению Господа: « Апостолы чьею силою изгоняют бесов? Если Я, как вы говорите, изгоняю бесов силою веельзевула: то тем более они, как получившие на то власть от Меня. Однакоже ничего подобного о них не говорите. Почему же вы Меня, даровавшего им власть сию, обвиняете, а их освобождаете от обвинения? Впрочем это не избавляет вас от наказания, а подвергнет еще большему. Посему-то Спаситель и присовокупил: они будут вам судьями . Поелику ученики Мои, будучи одного с вами рода и получили одинаковое образование, веруют в Меня и повинуются Мне, то очевидно, что они осудят тех, которые делают и говорят противное» (ср. Феофил.) Другие под словами сыны ваши разумеют учеников фарисейских, которые упражнялись в заклинаниях злых духов ( Иосиф. Флав . – Antiq . 8. 2, 5. Bell . 7. 6, 3. cp Деян . 19, 13. Марк 9, 38. Лук . 9, 19. Иуст. мучен . с. Triph . p . 311) и, может быть, по милости Божьей к одержимым злыми духами, действительно иногда изгоняли их. Смысл всему изречению в этом случае дается такой: ваши ученики также изгоняют бесов, - чьею силою? Если справедливо, как вы говорите, что Я, изгоняющий бесов, изгоняю их силою князя бесовского, т.-.е имею сношении с нечистою силою: то вы также должны смотреть и на своих учеников, что и они имеют сношения с нечистою силою и изгоняют бесов тою же силою. Однокоже о них вы не говорите и не скажете так; следовательно и о Мне не можете говорить этого, а должны признать, что такие дела Я творю силою Божьею. Следовательно, ваши же ученики могут быть судьями вашими, могут свидетельствовать, что вы неправо мыслите о силе, которою Я изгоняю бесов, и вывести вас из заблуждения относительно подобных Моих действий, и уверить вас, что здесь действует сила Божья. – Духом Божьим : тою силою и теми дарами Духом Святого, которые Он получил при крещении, хотя как Сын Божий от вечности единосущен и единовластен со Святым Духом, равно как и со Отцом. Достигло до вас царство Божье : пришло для них царство Мессии; они могут понять, еслибы захотели, из этого, что Мессия пришел, ибо этими именно делами Он свидетельствовал о себе, как о Мессии, - а где Мессия явился и действует, там уже и царство Его, не в полном конечно его совершении, но временном развитии. Именно в изгнании бесов они и могли приметить наступление этого царства: царство Божье и царство сатаны над людьми в постоянной борьбе; если Бог изгоняет сатану и тем лишает его господства над людьми, то очевидно пришло царство Божье.

29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

(Матф.12:29)

Как может кто и пр .: третье опровержение, смысл которого следующий: «Я не только не хочу иметь сообщником дьявола, но даже веду с ним брань и связываю его, доказательством чего служит то, что Я расхитил сосуды его» (Злат. ср. Феофил.) – Дом сильного : царство сатаны, которого Господь «называет сильным не потому, что он таков по природе; но указывает на его прежнюю большую власть, какую он имел над нами по нашей беспечности» (Злат.).- Вещи его : орудия, которыми хозяин дома пользуется для различных целей; в приложении к царству сатаны это – демоны, которыми он пользуется для различных злых своих целей в отношении к людям, а равно и люди, творящие волю его, исполняющие желание его (ср. Иоанн. 8, 44). Я, изгоняя бесов, тем самым удостоверяю, что Я победил князя бесовского, а потому расхищаю вещи его, - гоню нечистых духов, разрушаю козни дьявола и служителей его, и рассеиваю весь мрак заблуждения и нечестия, напущенный царем мрака на род человеческий. (ср. Феофил). Образ взят может быть из Исаии 49, 24 и д.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

(Матф.12:30)

Кто не со Мною и пр.: четвертое опровержение, смысл которого следующий: «Мое намерение – привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им царствие, - а чего хотят дьявол и бесы? Противного сему. Итак, каким образом тот, кто не собирает со Мною и кто не за Меня, будет помогать Мне? (Злат., ср. Феофил. ). – Это можно приложить в настоящем случае и к фарисеям и ко всем людям, враждебным Христу. Кто из знающих и слышащих Его учение не становится на сторону Его, враг потому уже, что не действует в пользу Его; тем более враг тот, кто каким бы то нибыло образом противодействует Ему. – Собирает – расточает : смысл тот же; образ заимствован от жатвы (ср. 3, 12, 6, 26. Иоанн. 4, 36.)

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

(Матф.12:31,32)

Посему : вывод из всей предыдущей речи Спасителя (ср 25 ст.) вызванной хульными словами фарисеев. – Всякий грех и хула : всякий грех и в частности хула – поругание священных предметов. – Простится : разумеется под условием, если грешник покается в своем грехе и хуле; в противном случае он не может получить прощение. – Хула на Духа : фарисеи в настоящем случае вооружились против яснейшего Божественного откровения Св. духа, как Он явил Себя во Христе изгнанием бесов (ст 29), явил в открытой вражде против сего Духа до такой степени, что видимые действия Его приписывали злому духу – сатане или веельзевулу; а посему хула их на Духа означает не только отрицание очевидных откровений действия Духа Святого, но злобное оскорбление Духа, когда Его действия приписываются демону, что свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. – Не простится этот грех потому, что нравственное состояние, какое он предполагает и в котором может найти себе место этот грех грехов, таково, что человек теряет нравственную способность к восприятию действия Св. Духа; это состояние таково же, как состояние демонов нераскаянных. – На Сына Человеческого : против Сына Человеческого, против Иисуса. Иудеи соблазнялись Его происхождением и уничеженной жизнью, ибо не такого ждали они Мессию; соблазнялись тем, что Он произошел из Назарета, из которого, по их мнению, ничего доброго не может произойти (Иоанн. 1, 46); что Он пришел из Галилеи, из которой, по их мнению, пророк не мог придти (Иоанн. 7, 52); соблазнялись вообще Его бедностью и уничижением, - а потому колебались признать в Нем Мессию, говорили слово против Него. Этот грех не простится : ибо этот грех заблуждения, недоразумений, неведения; эти заблуждения и недоумения могут рассеяться, неведение замениться ведением, и может явиться вера, при содействии Святого Духа, и тогда, по раскаянии, грех этот проститься. – На Духа святого : Которого силою Я творю чудеса. – Не отпустится : кто отрицает во Христе Святого Духа и злобно оскорбляет Его, тому не простится; причина – в нравственном состоянии такого человека; не отпустится и потому, как говорит св. Златоуст , что Христа еще не знали, кто Он был; но о Духе получили уже достаточное понятие. «Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо, если уже вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеление есть дело Духа Святого. Итак не Меня только поносите, но и Духа Святого. Посему наказание ваше как здесь, так и там неизбежно» (Злат. ср. Феофил.). – Св. Афанасий Великий говорит в изъяснении сего изречения: «святое Писание возвещает нам, что Христос по неизреченному единении двусоставен и именно – из Божества и человечества, ибо « И Слово стало плотию » (Иоанн. 1, 14 ). Итак Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и самарянке сказал: « Бог есть дух » (Иоанн. 4, 24), а человечество Слова-Сыном Человеческим, ибо говорит: « ныне прославился Сын Человеческий » (Иоанн. 13, 31) Почему и говорит: кто скажет слово на Сына Человеческого , т.-.е. на тело Его, простится ему. Ибо, осмелюсь, сказать, что и самые блаженные ученики Его не имели совершенного понятии о Божестве Его, пока не сошел на них Дух Святой в день Пятидесятницы… Но которые хулят Духа Святого, т.е. Божество Христово, и говорит, что силою веельзевула Он изгоняет бесов, тем не простится. Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не простится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». – В семь веке : время до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда. – В будущем : после второго пришествия и суда, - вечность.

Оставить комментарий или два